Реклама на сайте
Новости Статьи Журнал Справочник События Форум Объявления Фотогалерея
нилось ли бы содержание снимка. При том, что смена
«героя», возможно, ничего не изменила бы в изюминке
самой фотографии…
Назадавав вопросов и не решившись на окончатель
ный ответ, перейдем к снимку следующему (фото 2),
изображающему следы какого то не то супер грузовика,
не то трактора или экскаватора на песке. Здесь соотноше
ние фона и объекта — амбивалентно. По композиции и по
резкости объект, безусловно, — сами следы. А фон —
идущие сзади по колдобинам люди. Но не будь на фоне
людей — и сам след потерял бы если не всю, то большую
часть своей интересности. Так что все же, возможно,
объект — это люди. А след — фон. И вот тут позвольте
мне снова обратиться к контексту. Особо интересному
потому, что известен он одному мне, автору. Снимок
сделан в самом центре Омска, где на привычном люд
ском пути затеяли строить церковь. Не позаботившись
проложить какие нибудь временные, сравнительно удоб
ные, тротуары для народа. Поэтому для меня этот сни
мок в момент его производства был ярким символом ны
нешнего хамского, бесчеловечного церковного напора.
Но так его воспринимаю я. Так его, возможно, воспримет
кто то из омичей, узнавших место и почувствовавших
еще до того ситуацию на собственной шкуре. Для всех
же остальных — это просто след и просто люди. Тем не
менее снимок держится в портфолио и привлекает вни
мание зрителей, совершенно к контексту посторон
них, — вот, например, выбирается Нарижным для «За
писки». Не потому ли, что, даже если забыть про цер
ковь, эти могучие следы при сопоставлении с явно не
комфортно себя чувствующими, мелкими, лилипутными
людьми, все равно это самое хамство, беззащитность
от него, — символизируют. И в определенном смысле,
увы, — даже эстетизируют.
Если же поговорить о снимке, что называется, чисто
фотографически, снова — едва ли не учебно — имеет
смысл обратить внимание на сравнительно большую глу
бину резкости снимка, когда и след, и люди оказываются
в равной степени главными (на людей, при их относи
тельной малости, особенно работает красный цвет паль
то одной из прохожей!), — и снимок можно (а, возможно,
и нужно!) воспринимать как сугубо плоскостной, дву
мерный, непространственный: где все — объект и все —
фон. То есть вместо перспективы, которая всегда — ил
люзия! — увидеть плоскость.
И в самом деле: что нам с вами, эстетам, за дело до
всяких там социальных проблем. Давайте любоваться
снимком как неким гобеленом. Как изысканным орна
ментом.
Парк Лозенки (фото 3). Пригород (но в черте) Варша
вы. Поблизости от королевского дворца. Глубокая осень.
Павлины там ходят по дорожкам совершенно свободно и
в немалых количествах.
День был очень пасмурным, потому ни о какой глуби
не резкости речи быть не могло. Да она бы и не помог
ла — столь очевиден главный герой снимка. Конечно,
чуть чуть солнышка — и отбитая им фигура «присевшего
на скамейку» павлина заиграла бы всеми цветами, теперь
совсем приглушенными, — но тогда это был бы совсем
другой снимок, и не исключено, куда менее интересный.
Ибо в этой классической перспективе, примеры которой
мы можем найти и во французской «парковой живописи»
начала XVII века, и у отечественных мирискусников, цве
товая приглушенность играет едва ли не главную роль.
Применительно же к рассматриваемой теме — фон и
объект, — тут, пожалуй, можно сделать только одно за
мечание: если взять отдельно что павлина, что парковую
аллею, — ни то, ни другое не представит ни малейшего
интереса для зрителя. Обретают силу они исключительно
благодаря своему единству. То есть на этом снимке мож
но увидеть, какую главную роль иногда может сыграть
фон для объекта. Ибо без этого фона он — ничто. Иллю
страция к учебнику по зоологии.
Этот снимок (фото 4), с рельсами и заборными над
писями, выбрал я сам. Я выбрал его еще к первой, пре
дыдущей, «Записке», но там просто не поместилось —
потому перенес сюда.
Здесь мы, пожалуй, имеем в слитом виде два реше
ния, представленные на двух предыдущих снимках: до
статочная глубина резкости для возможности смотреть
ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Фон как контекст и прочие его странности
20 D
IGITAL
C
AMERA
P
HOTO
&V
IDEO
|
ЯНВАРЬ ФЕВРАЛЬ
2009
Фото 3
Фото 5
Фото 4
На главную
Страницы
1 2 3
4 5 6
7 8 9
10 11 12
13 14 15
16 17 18
19 20 21
22 23 24
25 26 27
28 29 30
31 32 33
34 35 36
37 38 39
40 41 42
43 44 45
46 47 48
49 50 51
52 53 54
55 56 57
58 59 60
61 62 63
64 65 66
67 68 69
70 71 72
73 74 75
76 77 78
79 80 81
82 83 84
85 86 87
88 89 90
91 92 93
94 95 96
97 98 99
100 101 102
103 104 105
106 107 108
109 110 111
112 113 114

Журнал Digital Camera Photo&Video | Номер 70 (Январь-февраль 2009) | Страница 20Версия страницы: HTML | JPEG | PDF
  О сайте     Сотрудничество     Реклама на сайте     Контакты

Rambler's Top100   ¦хщЄшэу@Mail.ru  

Статьи