Советское фото. Фотографии из коллекции РОСФОТО
Когда: 06.09.2013–06.10.2013
Уникальным событием для отечественной культуры стало возвращение большого собрания «советской фотографии» в состав музейного фонда Российской Федерации. Выставка «Советское фото» представляет произведения классиков советской фотографии, поступившие благодаря поддержке Министерства культуры Российской Федерации в фонд Государственного музейно-выставочного центра РОСФОТО из частного американского собрания.
Состав экспозиции во многом повторяет иллюстративный ряд первого тома ставшего хрестоматийным издания «Антология советской фотографии» (составители Л.И. Ухтомская, А.Ф. Фомин), вышедшего в 1986 году в Москве в издательстве «Планета». По замыслу авторов, «Антология» стала «краткой историей развития фотоискусства в условиях социалистического строительства». Это же определение можно отнести и к данной выставке.
Представленная подборка фотографий, с одной стороны — набор широко известных официальных фоторабот, традиционно ассоциирующихся с понятием «советское фото», с другой — ряд выдающихся художественных произведений своего времени, выполненных талантливыми художниками. Это двойственное прочтение относится ко всему искусству советского прошлого, где деление на «официальное» и «неофициальное» было фундаментальной основой восприятия произведения современниками. И если «убивающая ирония» в языке литературных описаний «социалистического быта» Андрея Платонова была понятна большинству советских читателей, то другие замечательные художественные произведения, закованные в цензурные форматы, и в первую очередь, «мощное орудие пропаганды» — советская фотография, только в последние десятилетия получают достойное и многоплановое прочтение. И здесь следует отдать должное авторам «Антологии» — компетентным специалистам, обладавшим тонким художественным вкусом: открывая том в традициях советской идеологической системы «ленинианой», они сумели создать уникальную и представительную коллекцию произведений высочайшего художественного уровня.
![](/images/cms/data/soviet.jpg)
Сейчас, изучая подобного рода снимки, мы воспринимаем изображения через призму «обратной исторической перспективы». Они наполнены для нас «родительской памятью», иным, гораздо более глубоким контекстным содержанием, документальной достоверностью и трагизмом. Советская визуальная публицистика, призванная в первую очередь решать задачу торжества социалистического реализма, то есть «правдивого отображения жизни в ее историческом развитии», теперь стала для нас подлинным и драматическим свидетельством ушедшего прошлого. А профессионалы, «посвятившие» себя служению идеологической пропаганде, непревзойденные мастера, в силу обстоятельств использовавшие «новый» образный язык, наполнили глубоким и подлинным художественным содержанием документальную и репортажную фотографию той эпохи.
Одним из авторов-составителей «Антологии» была Лиля Исааковна Ухтомская (1924–1997), в разное время являвшаяся руководителем фотослужбы ВДНХ и сотрудником нескольких крупнейших журналов, выходивших в Советском Союзе, таких как «Огонек», «Советский Экран», и ставшая, по словам ее биографов, «ангелом-хранителем» журнала «Советское фото». Некоторые произведения, включенные в экспозицию, находились в ее собственной коллекции.
В основном, выставка составлена из авторских отпечатков известных советских фотографов: работы из серий «Рождение “Искры”» и «Сельские комсомолки» Георгия Зельмы, снимки «Парад физкультурников» Аркадия Шайхета, «Динамо» и «Первый трактор» Бориса Игнатовича, «Мавзолей зимой» Эммануила Евзерихина, «Электрификация дороги Ростов-Иловайская» Ольги Ландер, «Строительство Братской ГЭС» Макса Альперта, «Монтажники» Семена Фридлянда, «Известия» Александра Родченко, портреты Моисея Наппельбаума, снимки продукции «ЗИС» Дмитрия Бальтерманца и многие другие.
Также представлены редкие, нетиражированные произведения. Многие отпечатки уникальны для коллекции своим большим форматом — «Портрет Сталина» Макса Альперта, полутораметровый фотоколлаж Валентины Кулагиной, созданный специально для павильона Сибири на ВДНХ, и другие.
Почти все экспонируемые произведения являются хрестоматийными шедеврами, которые часто присутствуют на выставках и публикуются в изданиях, посвященных советской фотографии.
Подробности на сайте http://rosphoto.org/ru/2008-11-04-22-25-32/details/238
Дата публикации: 2013.09.05
|