Валерий Левитин: полная версия
На его визитке написано — «фотограф». Просто фотограф. Фотограф — это немножко больше, чем профессия. Это жизнь. И даже немножко больше, чем жизнь. Потому что спустя некоторое время обнаруживается, что фотограф снимал жизнь, а в архиве осталась — история.
Вы будете смеяться, но Валерий Левитин скромный человек. Его любимая фраза — «я не снимаю шедевров. Я снимаю жизнь и общение людей». Он снимает и то, и другое профессионально лет тридцать. В 90-е он работал для журнала «64 — Шахматное обозрение», для газет «Спорт-Экспресс», «Собеседник» и «Экспресс-газета». С 2001 года он работает на издательский дом «Коммерсантъ».
Его учитель Дмитрий Донской любит повторять, что класс фотографа он может определить, даже не видя снимков, но наблюдая, откуда и как он снимает. Хороший фотограф, уверен он, быстро находит нужную точку съемки и дальше — хоть на танке — пробивается в эту точку. На танке или нет, но с выбором точки съемки у Левитина все в порядке. Достаточно посмотреть светскую хронику «Ъ», снятую им, чтобы убедиться в этом. Или — давний снимок, сделанный на Рижском вокзале летом 1982 года. Он умудрился снять людей, штурмующих железнодорожную кассу, через форточку, с перрона. В кадре оказались сразу и тесная душная клетушка кассира, и вокзальный зал за перегородкой. Кроме снайперской точности прицела кадр впечатляет почти киношной многоплановостью. Тут и напряжение кассира, сидящего «в осаде», и разнообразие реакций людей в очереди. Позже фотография была опубликована в «Литературной газете».
Мгновенной реакцией Левитин обязан спортивной фотографии. Он начинал как спортивный фотограф. Снимал... шахматные турниры, в которых напряжение страстей достигает высочайшего накала. Для Левитина зазора между съемкой спортивных баталий и политических противостояний и военных конфликтов почти не было. В конце августа 1991-го он поехал в Ригу (опять в Ригу!) снимать шахматный матч между Л. Юдасиным и В. Иванчуком и попал в столицу, еще не остывшую от ужаса вооруженных выступлений рижского ОМОНА. Не дождавшись окончания первой партии, Левитин ушел снимать город... Еще были съемки в Грузии, в Молдавии — аккурат тогда, когда начинался конфликт в Дубоссарах, положивший начало Приднестровской республике... И естественно, штурма Белого дома. Со снимком Левитина на обложке вышел юбилейный номер «Собеседника» в октябре 1993-го.
В 2001 году Левитина позвали снимать для издательского дома «Коммерсантъ» светскую хронику. Со стороны, кто не в теме, решит — не жизнь, а dolce vita. И будет глубоко неправ. Левитин убежден, что светского фотографа делают знания. Детальные знания — имен, отношений и лиц, разумеется. В этом смысле настоящий репортер всегда отчасти Джеймс Бонд. Он должен понимать больше, чем говорить, обладать мгновенной реакцией и отличной памятью на лица, выдерживать принятый дресс-код и не быть навязчивым. Он должен все видеть и быть незаметным.
В декабре Левитину 50, и у него первая персональная выставка. Автор обещает после строгого «отбора» показать четыре сотни, по его мнению, самых интересных фотографий и представить личную фотоверсию нашей истории за последние …дцать лет. Спортивные страсти 1980-х, горячие 1990-е и гламурные «нулевые»... И, разумеется, на выставке будут фотографии героев, которые встретились на тернистом пути светского фотографа. Может быть, не всех, но первую десятку журнала Forbes автор нам обещает...
Когда: 8 декабря 2010 — 16 января 2011
Где: Центр фотографии имени братьев Люмьер
Адрес: Москва, Болотная набережная, дом 3, стр. 1
Цена билета: 250 рублей, для групп студентов и учащихся от 6 человек 150 рублей, для пенсионеров 190 рублей.
Дата публикации: 2010.11.04
Источник: Центр фотографии им. братьев Люмьер
Теги: выставка
|