Юлия Борисова. Бегство на край
С 30 ноября по 30 декабря в новом пространстве галереи на наб. Фонтанки, 40 «ФотоДепартамент» представляет выставку программы «Green / Зелень», в которой показываются молодые фотографы — проект «Бегство на край» Юлии Борисовой.
Место: Галерея «ФотоДепартамент» / наб. Фонтанки, 40
В своем проекте, мысленно обращаясь к теме первой волны русской эмиграции, я совмещаю старые фотографии и засушенные лепестки цветов. Разрушая первоначальные образы изображенных на фотографиях людей, я делаю их анонимными. Размышляя о том, как со временем из памяти стираются какие-то подробности и каждый раз, вспоминая прошлое, мы создаем «картинку» по-новому, какие-то детали заменяя другими, я пытаюсь то же самое сделать с изображением. Таким образом, я также пытаюсь добиться соединения современного пространства с рассказываемой историей.
Известный голландский фотограф Люк Вильмеринг, приезжавший с семинаром в рамках проекта «Опыт голландской фотографии» в Петербург в октябре 2012 года, познакомился с Юлией и к её выставке написал текст, как впечатление и осознание просмотренных фотографий.
Жестокий месяц апрель возрождает
Фиалки из мертвой земли, тянет
Память к желанью, женит
Сонные корни с весенним дождем
Томас Элиот, «Бесплодная земля»
В фотосерии Юлии Борисовой «Бегство на край»старые фотографии русских эмигрантов частично закрыты цветами и лепестками. С помощью этого простого жеста она создала новые изображения. Лепестки по большей части повторяют форму тела человека на фотографии, но иногда вмешательство относится больше к самой фотографии как объекту.
По-новому созданные изображения наполнены меланхолией, и, после того как рассматриваешь их какое-то время, становится интересно: Кто эти люди? Как их звали?... Что с ними стало? Цветы — это символ Vanitas (призрачности, бренности жизни), и мы можем предполагать, что люди на этих фотографиях скончались. В одном из своих изображений Юлия Борисова даже перекрыла головы двух людей красным крестом из лепестков, как будто говоря «их жизнь окончена».
Но потом внезапно появляется похожая на фею милая девушка, лежащая на траве под красным одеялом... или это одежда, которую она носит? Или та дама, укрытая цветами, как-будто состоящая из огромного букета... всё так полно жизни и так полно смерти!
В другой фотографии — семейном портрете — мы видим горизонтальную складку, которая немного похожа на трещину. Борисова починила этот разрыв, «зашив» его крест-накрест, это почти вышивка... хотела ли она вылечить прошлое, хочет ли она сохранить живой память о нём?
Игра с цветами, лепестками и листьями может быть расценена как по-детски невинная и милая… но в этой серии есть также и теневая, печальная сторона... цветы увядают.
Почему-то изображения из «Бегства на край» напоминают мне моменты, когда я приходил на могилы друзей. Идти по кладбищу мимо надгробий с засохшими цветами... бесконечные ряды неизвестных людей... кто они были, что делали, помнят ли о них?
Прямо сейчас, когда я пишу эти строки, моя мать тяжело больна, и я знаю, что она скоро умрёт. Кто будет помнить её и как долго?
Но потому ли мы занимаемся искусством... чтобы нас запомнили? Конечно, я бы не сказал, что это — единственная причина, но в экзистенциальном смысле не делаем ли мы зачастую фотографии для того, чтобы помнить и не быть забытыми?
Люк Вильмеринг, художник, фотограф, Голландия. Ноябрь 2012.
Подробнее: http://fotodepartament.ru/?p=11524
Дата публикации: 2012.11.30
Источник: ФотоДепартамент
|