кто занимается постановкой, привыкли еще
на этапе съемки компоновать будущий сни
мок так, что он уже практически готов к пе
чати, без лишних деталей. Конечно, компью
тер позволяет относительно быстро изба
виться от «мусора» в кадре, но он же и про
воцирует леность и небрежность при прове
дении съемки.
У фотографа, начавшего с цифры, не
сколько другая психология — это как срав
нивать водителя, обученного водить грузо
вик с двойной перегазовкой, и того, кто уме
ет ездить только на иномарке с автоматом.
Поэтому тем, кто хочет заняться фотографи
ей всерьез, советую — поработайте прежде
на «грузовике».
Не ленитесь
пересматривать
архивы
ПРОШЛОЕ, ВПЕРЕД!
Восприятие тех или иных кадров со време
нем может существенно меняться. А рас
сматривание какого то из своих старых
снимков, может быть, натолкнет на новое
развитие отснятого сюжета или на интерес
ную идею для постановки другого кадра.
Чисто по делу
ВСЕ ХОРОШО В МЕРУ
К своему делу нужно относиться
серьезно. Но очень серьезным
быть опасно — так вы убаюкиваете свое
профессиональное любопытство.
Цвет или ч/б.
ВЕЧНЫЙ ВОПРОС
Я — за второе. Черный — от
сутствие цвета, белый — все
цвета вместе. Изучать, как они сплетаются,
вырастают один из другого — серьезный по
вод для бесконечного эксперимента и неуга
сающего интереса к фотографии как
инструменту познания.
фотометафорой. Четвертый и, пожалуй, са
мый интересный подход связан с преодоле
нием привязанности к конкретным деталям
изображенных на снимке реальных предме
тов, людей, событий и заменой наиболее
важных из этих деталей своим субъектив
ным впечатлением. Для этого способа часто
подходит фотографика.
Три составляющие
ПОЛУЧЕНИЯ ХОРОШИХ ФОТОГРАФИЙ:
1) умение смотреть и ВИДЕТЬ,
2) чувство меры,
3) самоирония.
О точках съемки
ВСЕ МОЖНО ПЕРЕВЕРНУТЬ
Выбирая точку съемки при поста
новочном кадре, не забудьте «прилечь»
и «привстать». «Прокрутите» точки съемки
в разных ракурсах и положениях. Восприя
тие одного и того же пространства при дви
жении вперед кардинально меняется, если
развернуться и идти обратно.
О компьютере
ЗАЧЕМ ЭТО.
Прежде чем открывать фотогра
фию в Фотошопе, необходимо чет
ко понимать, что вы собираетесь делать,
и представлять себе требуемый результат.
Чрезмерная компьютерная обработка ведет
к получению коллажей, а не фотографий.
По степени неумеренности эффекта и, как
правило, уместности это — как фишай в до
компьютерное время. На мой взгляд, «выс
ший пилотаж» в Фотошопе — это когда зри
тель не может сказать наверняка, сделан
снимок компьютером или руками.
О цифровой аппаратуре
НЕТ ХУДА БЕЗ ДОБРА
Мастера, прошедшие школу пле
ночных аппаратов, и особенно те,
О профессионализме
И ТАЛАНТЕ
Уметь видеть — определяющее ка
чество фотохудожника. Опыт оттачи
вает врожденный талант и выводит на вер
шину мастерства. Можно ли научиться быть
фотохудожником, не обладая талантом.
Можно. Но именно талант заставляет оста
навливаться, когда подходишь к фотографии,
и задумываться, когда от нее отойдешь.
О слове и образе
КУРИЦА И ЯЙЦО
Эти работы снимались для книги, в
которой фотографии и поэтические
миниатюры создавали единый образ. На де
ле оказалось, что правильнее писать стихи к
уже сделанной фотографии, а не наоборот.
Визуальный образ подчинил себе слово. Он
первичнее, он существует на уровне чувств,
которые еще не оформились в слова.
Мне кажется, фотография и должна осоз
нанно работать на этом уровне, обращаться
к тем слоям сознания, которые существуют
до логики, до мысленной структуры, которая
обязательно возникает в речи, в мысли.
4 способа
ОСВОЕНИЯ МИРА
Фотография может иметь целью
документальную фиксацию окружа
ющего мира и художественно образное ос
воение того же мира. Если в первом случае
задача решается стандартными средствами
фотоизображения, то во втором она может
решаться по крайней мере четырьмя разны
ми способами. Вы можете зафиксировать
максимально выразительный момент при
репортажной съемке и усилить выразитель
ность при печати/обработке снимков. Можно
максимально использовать режиссуру в по
становочной фотографии. Неплохой эффект
дает сочетание элементов разных снимков,
в результате чего фотография становится
10 D
IGITAL
C
AMERA
P
HOTO
& V
IDEO
|
ЯНВАРЬ ФЕВРАЛЬ
2008
6
1
2
4
АЛЕКСАНДР ЯКОВЕЦ
Член Союза фотохудожников
России, участник и лауреат
многих российских и между
народных фотовыставок
и конкурсов.
АЛЕКСАНДР ЯКОВЕЦ
Вдохновение...
8
1
0
5
«Образ существует на уровне чувств, которые еще
не оформились в слова»
1
0
профессиональных советов
3
7
9
Vdohnovenie_avtor(C)(P).qxd 07.12.2007 21:16 Page 10
Журнал Digital Camera Photo&Video | Номер 60 (Январь-Февраль 2008) | Страница 10 | Версия страницы: HTML | JPEG | PDF |